<< назад к списку
Сбылось - не сбылось…
Елена Москвичева
В декабре 2010 года мы предложили аналитикам, консалтерам, руководителям компаний-поставщиков и владельцам салонов красоты высказать свои соображения насчет развития индустрии в 2011 году.
Подробные прогнозы можно посмотреть здесь
Нас же интересует сейчас, что конкретно коллективный разум смог предвидеть, а в чем ошибся. Сразу отметим, что на самом деле в индустрии не произошло ни одного судьбоносного события, которое бы кардинальным образом изменило ситуацию на рынке. И участники нашего проекта также не прогнозировали крутых поворотов. Как раз в этом, в большинстве своем, они оказались правы.
Мы разделили все прогнозы на три группы:
- законотворчество,
- экономика страны в целом,
- события в индустрии красоты
Наиболее близкими к реальности оказались предсказания по нормотворчеству, меньше коррелируются с произошедшим экономические прогнозы, и еще меньше – соображения о путях развития индустрии красоты.
Последняя группа прогнозов чаще выдавала тайные и явные пожелания участников виртуальной конференции.
Итак, что сбылось?
Наши аналитики предсказали, что для индустрии красоты одним из тяжелых моментов будет выход Федерального закона №122, который увеличит размер страховых тарифов для малого бизнеса до 34%.
Предупредили об ужесточении требований к организации кабинетов медицинской косметологии и к квалификации косметологов.
Увидели опасности, связанные с новыми правилами ведения бизнеса в связи с вступлением страны в Таможенный союз.
Также в 2011 году произошло ужесточение оборота лекарственных средств, о чем еще в декабре предупредили участники конференции.
Естественно, многие из участников сказали о том, что экономика страны изменится в связи с вступлением в ВТО. В ВТО мы вступили, не ошиблись аналитики, но пока все изменения реального сектора экономики впереди, и их оценивают по разному – от негатива до позитива большой разброс мнений. Кстати, этому посвящена и новая виртуальная конференция.
Векторы развития внутри самой индустрии красоты многие стали строить исходя из собственного представления о том, закончился ли мировой экономический кризис или нет. Второй волны никто не предсказал, да ее еще пока никто и не ощутил в России.
Энергия салонного бизнеса будет тратиться на компенсацию изменений, на рост ее не хватит – это наиболее верное суждение.
Верными оказались прогнозы, что количество конкуренции перешло в качество, она стала силой, вымывающей с рынка неудачные проекты.
Салонный бизнес становится все более открытым, все больше информации скапливается в Интернете.
Меняется отношение руководителей к своему бизнесу – многие, наконец, начали заниматься развитием салонов.
Среди услуг, действительно, как и было сказано, больше востребованы «экспресс процедуры» - контурная коррекция, аппаратные методики.
Индустрию загара ждало небольшое снижение ввиду активности пропаганды опасности УФ излучения. И это произошло.
Услуги салонов красоты стали более доступными для населения, причем в разных ценовых категориях, и как верно заметил один их аналитиков – в регионах происходит создание салонов бизнес-класса, которые активно завоевывают пустующую нишу между люксом и эконом-предприятиями.
При этом в общем плане действительно с трудом выживающий красивый бизнес продолжает оставаться довольно примитивным и неквалифицированным как в плане бизнес-процессов, так и в плане основных компетенций (парикмахеров, косметологов, и пр.).
Хорошие специалисты и менеджеры - на вес золота. Массовые и качественные салонные услуги продолжают оставаться дефицитными.
Прогноз, что в 2011 году легче будет предпринимателям, которые являются собственниками помещений, сбылся, да он и в прошлые годы сбывался и дальше будет непобедим…
Среди предсказаний прозвучало, что главный вопрос 2011 года: «Что будет делать потребитель, какой ценовой сегмент он потянет?». Признаем, что вопрос действительно стоял. Но только ответа на него не получено, хотя бы потому, что нет у нас ни статистики, ни аналитики, опирающейся на достоверную информацию. Каждый решал этот вопрос в меру своей интуиции/
Многие из участников проекта говорили о роли Интернета в 2011 году. Основная линия правильная – всех тянет в Сеть, проблема в том, что там искать и какими инструментами пользоваться.
Так, например, сбылся прогноз, что все больше салонов будет пользоваться скидочными купонами через специализированные сайты. Никто только не предвидел, какими будут уроки этих скидок!
Многие аналитики говорили о спа, в большинстве своем они считают, что несмотря на усилия по продвижению, спа-услуги останутся невостребованными в ближайшем году. Было и такое предположение, что спа-салоны и салоны красоты класса люкс идут на сближение. Однако, по нашим данным, скорее спа-салоны, чувствуя невостребованность услуг, переходят на люксовые косметологические уходы (интерьер позволяет!)
Сбылось предположение, что формирование новых ценовых сегментов создаст спрос на доступную аппаратуру для косметологии китайских и корейских производителей. И в то же время организация крупных предприятий в индустрии собственниками помещений создала устойчивый спрос на дорогие аппараты, лазеры и технологические комплексы из Европы.
Общее мнение, что в салонном бизнесе возникло более ответственное отношение к инвестициям со стороны владельцев, в индустрии все меньше «шальных» денег.
Среди явлений 2011 года было предсказано и более лояльное отношение к товарам, которые заслужили себе «доброе имя» на рынке в более спокойные годы.
Что не сбылось?
Не сбылись экстраполяции в будущее из так называемых «прекрасных мечт».
Уровень менеджмента в салонном бизнесе не позволил стать в в 2011 году оптимизации «среднего чека» ключевым фактором развития.
Не возникло больше нишевых салонов, хотя в последнее время движение в сторону создания колор-студий, нейл-баров и детских парикмахерских наблюдается.
Обучение персонала управлению и продажам присутствует, но качественней не стало.
Нет в индустрии представления о том, что такое «четкий маркетинговый фокус и отстройка как путь к бренду салона» - о чем говорил, как о ближайшем будущем, один из участников проекта..
Интересные инверсии произошли с трендом «персональный бренд». Действительно, как и было предсказано, интерес к созданию персонального бренда у мастеров и управляющих салонов появился, но развития не получил, потому что владельцы салонов не хотят вкладывать деньги в ИМЯ сотрудника, который завтра уйдет в другой салон или откроет свой собственный. Остается загадкой, почему очень редкие владельцы инвестируют в собственное имя, и этот факт можно учесть как несбывшийся прогноз, поскольку такое предположение было высказано.
И последнее – была такая точка зрения «Наконец-то рынок СПА услуг начал собственное формирование. Он стал более самостоятельным и отделился от косметологии. Стал приобретать более четкие черты». Оставим это без комментариев автора – хотелось бы услышать по этому поводу мнение читателей.
P.S. Отдадим должное всем участникам проекта, никто не предсказал отмену лицензирования медицинской деятельности, хотя это и было самое ожидаемое событие года № 2011.
06.01.2012
|