Главная страница   
   Салоны красоты   
   Салоны красоты Москва   
 
   Карта сайта   
   Контакты   
 
Косметология - статьи:
 Оборудование для салонов красоты
 Профессиональная косметика
 Статьи для специалистов
 Статьи о салонном бизнесе
 Статьи разные
 Articles about beauty salon business
Новости косметологической выставки
салон красоты
 Фотоомоложение
 Фотоэпиляция

Кадровый центр:
 кадровые агентства

CosmoExpo:
 Косметическая выставка
 Cosmetics Show
CosmoExpo

Просто "инет":

Художественный паркет, Камины из мрамора

кадровое агентство, подбор персонала, подбор сотрудников, поиск персонала, поиск сотрудников, коучинг

 
 
Косметология

<< назад к списку

Российский рынок косметики и парфюмерии в эпоху кризиса: прогнозы и аналитика

С начала 1990-х годов российский парфюмерно-косметический рынок демонстрировал один из самых высоких темпов роста в Европе и мире. К середине 2000-х темпы снизились до 10-15%, однако рост стабильно сохранялся. В период с 2007 по 2008 год рынок вырос на 7,9% и составил 9,3 млрд. долларов. По прогнозам в ближайшее время он сократится на 10-20%.

Наряду с количественными изменениями произошли и качественные. Так, существенно изменились доли каналов дистрибуции. В 1997-1999 годах порядка 40% продаж парфюмерии и косметики приходилось на открытые рынки и примерно столько же на универмаги. В аптеках и супермаркетах косметические товары были практически не представлены, а прямые продажи составляли порядка 5%. Спустя 10 лет можно было наблюдать совершенно другую картину – на долю аптек приходится уже порядка 10% продаж косметики, порядка 30% на специализированную парфюмерно-косметическую розницу, более 20% - на прямые продажи. Количество открытых рынков сократилось с 40% до 9,5%. Кроме того, начали появляться и развиваться абсолютно новые каналы дистрибуции косметики, такие как гипермаркеты, дрогери, интернет-магазины, concept store. Особенно интересно отметить возрастающую популярность формата дроггери. По данным исследовательских агентств, сегмент дроггери заполнен только на 3-6% (около 1000 магазинов), в то время как потенциальная емкость рынка 15-20 тысяч магазинов.

Рисунок 1. Объемы российского парфюмерно-косметического рынка 1995-2008 год (млрд.$ США).

Российский рынок косметики и парфюмерии в эпоху кризисаОдной из ключевых тенденций за последнее десятилетие стало усиление роли региональных рынков косметики и парфюмерии.

После интенсивного роста в начале 2000-х, когда Москву и Санкт-Петербург приходилось более трети продаж всей косметики в России, столичный рынок оказался перенасыщен косметическими брендами. В этой связи игроки все чаще стали выходить в розницу в регионах, а затем, уже закрепив свою долю, пробовать свои силы в столице.

Мировой финансовый кризис затронул и российский парфюмерно-косметический рынок. Однако, как и в целом, мировые тенденции приходят к нам с опозданием. Уже с сентября прошлого года началось резкое снижение биржевой стоимости крупнейших парфюмерно-косметических концернов и катастрофический спад потребления на европейских, американских и азиатских рынках, для нашей же страны 2008 год завершился без особых потрясений – от 7 до 20 % роста в различных секторах рынка. Прежде всего, кризис банковской системы привел к замораживанию развития крупного розничного бизнеса косметики, во многом зависящего от кредитов. Не секрет что, мощный рост российской косметической розницы в последние годы носил во многом экстенсивный характер – крупнейшие сети – “L’Etoile”, “Il de beaute”, “Rive Gauche” заявляли на 2009 год открытие сотен новых магазинов.

Резкая девальвация рубля после многолетнего периода стабильности только усиливает негативное влияние финансового кризиса на национальный парфюмерно-косметический рынок. В 1998 г страна уже переживала дефолт, однако тогда мировые экономики не находились в состоянии рецессии, и доходы существенной части российских потребителей продуктов красоты, особенно сегмента премиум, были привязаны к американской валюте. Сегодня доходы большинства россиян – исключительно в рублях и индексация их в связи с девальвацией в ближайшее время маловероятна. А рост цен на парфюмерию и косметику неизбежен, поскольку многие сегменты рынка целиком зависят от импорта. Даже российское производство – не более чем отверточное: ингредиенты и упаковка поступают на наши заводы из заграницы.

Рост цен на  косметику и парфюмерию на фоне снижения общей покупательской активности только усиливает спад потребления. В 2009 г объем продаж может сократиться на 10-20 %. Пока далеко не все импортеры косметики повышают цены в соответствии с новым соотношением валют, прежде всего рубля и евро, на 30 -40%. Благодаря мировому финансовому кризису производители и бренды наконец отказались от понятия рекомендованной розничной цены для конечного потребителя, что, кстати, было уже несколько лет назад запрещено директивами общеевропейского законодательства. Таким образом, розничные операторы теперь получили свободу в регулировании спроса через цену на полках, естественно, за счет снижения своей прибыли. Уменьшение прибыли сейчас очень характерная черта для всех игроков российского парфюмерно-косметического рынка от импортеров до розницы или агентов прямых продаж. Однако если уровень инфляции будет расти (по ряду оценок, к осени 2009 г курс евро может составить свыше 50 рублей за евро), то резервы по снижению прибыли как у импортеров, так и у розницы будут быстро израсходованы, поскольку, и себестоимость товара, и обслуживание кредитов, и арендные ставки в России в основном привязаны к валютам.

Хотелось бы надеяться, что и сами производители косметики и парфюмерии пересмотрят в сторону снижения цены на свою продукцию, которая за последние 20 лет устойчивого роста потребления существенно подорожала. Причем подорожание ее связано не столько с увеличением себестоимости продукции (она как раз в основном уменьшилась), а именно с ростом потребления, что позволяло продавать дешевые товары дорого. Однако времена изменились. Думаю, что если этого не сделают сами производители, то уже в этом году за них это сделает сам рынок, причем не только официальный, но и параллельный. Мы уже наблюдаем увеличение доли параллельного рынка парфюмерии в России, особенно в регионах, где конечный потребитель более чувствителен к цене, нежели в столицах.

Конечно, официальные розничные операторы также могут и будут снижать цены на полках, однако в этом случае они станут конкурировать не с параллельным рынком, поскольку имеют существенно больше затрат, а друг с другом. Подобное уже происходило в декабре 2008 г, когда компании №1 «Л Этуаль» снижала цены на 40% - 50%, что приводило к резкому ухудшению состояния и их конкурентов, и особенно мелких независимых магазинов. Очевидно, что война цен между розничными операторами только начинается и будет иметь негативные последствия для рынка в целом, хотя конечный покупатель получит определенную выгоду. Конечно, снижение прибыли можно считать рекомендованным средством борьбы с падением спроса, однако злоупотребление им может привести к финансовому коллапсу компании.

Снижение прибыли требует и проведения целого ряда связанных мер, а именно - сокращение расходов, многие из которых были чрезмерными, неэффективными, а часто и ненужными и имели место ранее только за счет постоянного роста спроса и доходов.

  • Во-первых, пересмотр затрат на рекламу. Уже январские номера глянцевых журналов вышли в два раза тоньше, количество рекламодателей резко сократилось. Еще осенью 2008 г мы отмечали, что эффективность рекламы в глянцевых изданиях не более 25 %. Основной поток инвестиций целесообразно направить на продвижение товара в местах продаж, и если вы представляете крупный бренд широкого потребления как, например, L’Oreal - реклама на ТВ даст хороший эффект.
  • Во-вторых, закрытие убыточных магазинов, как целиком, так и сокращение мест продаж того или иного бренда. Это только на первый взгляд кажется, что в условия падения спроса лучшая стратегия оптовых продаж – продавать каждому. На самом деле, разумным будет как раз сократить количество мест продаж.
  • В-третьих, диверсификация предложения на рынке. Изменение спроса на различные бренды будет различным. Наименее пострадают бренды, которые в период роста рынка проводили стратегию сдерживания предложения.
  • В-четвертых, взвешенное принятие решений, проведение консультаций – во время кризиса ошибки в управлении компаниями могут быть фатальными, именно сейчас резко возрастает ценность специалистов.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что кризис окажет и положительное влияние на парфюмерно-косметический рынок. В новых условиях повысится лояльность конечных потребителей к продуктам, к парфюмерным и косметическим брендам. Потребители не будут уже так беспорядочно метаться, выбирая из лавинообразного предложения якобы новых продуктов и якобы новых брендов, а станут внимательнее анализировать и соответствие рекламных лозунгов реальной эффективности предлагаемых средств, и соответствие цены качеству. Конечно, не все продукты и бренды парфюмерии и косметики пройдут такое испытание внимательным потребителем, но определенное очищение сегодня станет залогом развития завтра.

Автор: L'Agence de Lux
Lagence.de.lux@gmail.com

31.03.2009



   Для соискателей   
   Для работодателей   
   Салоны красоты ...   

Выставка

  • Интернет выставка

  • Wellness prof:
    Оборудование для салонов красоты
    Косметологический комбайн
    кедровые бочки
    Косметологическое оборудование
    Оборудование для микродермабразии или дермабразия
    Одноразовое белье для салонов красоты
    Перманентный макияж
    Расходный материал для салонов красоты
    Ультразвуковые аппараты
    Салон красоты
    Вакуумный массаж

    Wellness prof


    Wellness prof:
    Оборудование для салонов красоты
    Косметологический комбайн
    кедровые бочки
    Косметологическое оборудование
    Оборудование для микродермабразии или дермабразия
    Одноразовое белье для салонов красоты
    Перманентный макияж
    Расходный материал для салонов красоты
    Ультразвуковые аппараты
    Салон красоты
    Вакуумный массаж

    Wellness prof

    Copyright © 2004 - 2010 Nensi.ru